ГЕВАРТ


ГЕВАРТ
(Gevaert), Франсуа Огюст, весьма выдающийся музыкальный ученый и композитор, род. 31 июля 1828 в Гейссе близ Ауденарде; 1841 ученик Гентской консерв., 15-ти лет органист местной церкви иезуитов; 1847 получил премию за свою фламандскуго кантату "Belgie" и затем правительственную премию за композицию (Prix de Rome). Г. с разрешения правительства отложил до 1849 обязательное для получивших Prix de Rome трехлетнее пребывание за границей, вследствие своей молодости, и занялся усердно композицией (оперы: "Hugues de Somerghen", Гент и "La comédie à la ville", Брюссель). В 1849 Г. отправился сначала в Париж, который покинул в 1850, получив заказ написать оперу для Théâtre lyrique, жил затем год в Испании (его "Rapport sur la situation de la musique en Espagne", напечатанный в отчетах заседаний брюссельской академии 1851) и вернулся, после краткого пребывания в Италии и Германии, весной 1852 в Гент, чтобы вскоре затем поселиться в Париже. Théâtre lyrique поставил в 1853 его одноактную комич. Оперу "Georgette", в 1854 трехактную "Le billet de Marguerite", имевшую успех и обошедшую большинство французских театров, и в 1855: "Les lavandières de Santarem". Комич. опера поставила его: "Quentin Durward" (1858), "Le diable au moulin" (1859), "Le Château-Trompette" (1860), "La poularde de Caux" (1861, в сотрудничестве с Базиллем, Клаписсоном, Готье, Манжаном и Пуазом) и "Le capitaine Henriot" (1864); наконец в театре Баден-Бадена шла опера Г. "Les deux amours" (1861). Опера Г., предложенная к постановке в Grand Opéra, не была принята, несмотря на то, что Г. сделался в 1867 музык. директором этого театра. С этих пор Г. постепенно стал все больше предаваться изучению истории музыки и теории. Он написал: "Leerboek van den Gregoriaenschen zang" (1856): "Traité d'instrumentation" (1863; в русс. перев. П. Чайковского, 1-е изд. 1868, 2-е изд. 1901, под загл. "Руководство к инструментовке"); сочинение это, совершенно переделанное и расширенное было издано в 1885 под загл. "Nouveau traité d'instrumentation" (нем. перев. Г. Римана 1887; русск. перев. Н. Арса, Москва 1892: "Новый курс инструментовки"); вторая часть этого сочинения "Cours complet d'orchestration" появилась в 1890 (русс. перев. В. Ребикова, Москва 1898: "Методический курс оркестровки"); "Histoire et théorie de la musique de l'antiquité" (1875–81, t. 1 и 2), сочинение, имеющее в высшей степени важное научное значение, в котором Г., однако, во многом присоединяется к взглядам Вестфаля на греческую музыку. "Les origines du chant liturgique" (1890, нем. пер. Г. Римана; полное опровержение традиций о заслугах Григория Вел. в отношении церковного пения; срв.: G. Morin "Les origines du chant Gregorien. Une reponse etc". [немец. перев. Elsässer "Der Ursprung des Gregorianischen Gesanges" 1892] и W. Brambach, "Gregorianisch" [1895]). Основательному доказательству связи римского церков. пения с древними гимнами Г. посвятил: "La mélopée antique dans le chant de l'église latine" [1895, окончание и дополнение к "Histoire et théorie etc."]. Лекция "La musique, l'art du XIX siècle" была напечатана в 1896; отдельные статьи помещены в периодич. изданиях (полемика против системы гармонии Фетиса в парижской "Revue et Gazette musicale"). Далее Г. издал "Les gloires de l'Italie" (сборник избранных пьес д. пения из опер, кантат и других композиций 17–18.-го века с аккомп. фп., 1868); "Recueil de chansons du XV. siècle" в сотрудн. с Г. Пари (1875; Г. переложил песни на современные ноты); "Vademecum de l'organiste"; "Transcriptions classiques pour petit orchestre", "Répertoire du chant classique" (9 томов; сборники арий из классич. опер для каждого рода голосов отдельно; изд. в русск. переводе) и т.д. Осада Парижа в 1870 заставила Г. переселиться на родину; в 1871 он, после смерти Фетиса, сделался директором брюссельской консерв.; имеет звание корол. капельмейстера, члена академии и пр. Деятельность Г. как директора консерв. также в высшей степени плодотворна; с особой любовью и замечательным пониманием исполняет он у себя на родине произведения И. С. Баха и устраивал вообще всесторонние исторические концерты. Как композитор, Г. занимает в своем отечестве выдающееся положение. Кроме вышеназванных опер следует указать еще на следующие его произведения: "Super flumina Babylonis", для мужск. хора и оркестра; "Fantasia sobre motivos espanoles" для оркестра; "Missa pro defunctis" для мужск. хора и оркестра; торжественная кантата "De nationale verjaerdag" (1857); кантаты: "Le retour de l'armée" (1859 исполнена в париж. Большой опере) и "Jacques van Artevelde"; баллады ("Philipp van Artevelde"), романсы, хоры и пр.

Музыкальный словарь Римана. - Москва, Лейпциг. . 1904.

Смотреть что такое "ГЕВАРТ" в других словарях:

  • Геварт — (нидерл. Gevaert) нидерландская фамилия. Известные носители: Геварт, Ким (род. 1978) бельгийская бегунья на короткие дистанции. Геварт, Франсуа Огюст (1828 1908) бельгийский композитор, музыковед и музыкальный педагог …   Википедия

  • ГЕВАРТ — Ф. О. Геварт. Фотография. Кон. XIX нач. ХХ в. Ф. О. Геварт. Фотография. Кон. XIX нач. ХХ в. [фламанд. Gevaert] Франсуа Огюст (31.07.1828, Хёйсе, близ Ауденарде 24.12.1908, Брюссель), бельг. музыковед, композитор и педагог. Начал заниматься… …   Православная энциклопедия

  • Геварт Ф. О. —         (Gevaert) Франсуа Огюст (31 VII 1828, Хёйсе, близ Ауденарде 28 XII 1908, Брюссель) бельг. музыковед, композитор и педагог. Окончил консерваторию в Генте (1841 47) по классам фп. Соммера и композиции Менгала. С 1848 служил церк. органистом …   Музыкальная энциклопедия

  • Геварт Ф. — ГЕВÁРТ (Gevaert) Франсуа (1828–1908), бельг. музыковед, композитор. Тр. по антич. и ср. век. музыке, а также по инструментовке, гармонии. 11 опер, кантаты, хоры. Директор и проф. Брюссельской конс. (1871–1908) …   Биографический словарь

  • ГЕВАРТ (Gevaert) Франсуа — (1828 1908) бельгийский музыковед, композитор. Труды по инструментовке, гармонии, античной музыке. Оперы, кантаты, хоры. Директор и профессор Брюссельской консерватории …   Большой Энциклопедический словарь

  • Геварт, Франсуа Огюст — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Геварт. Франсуа Огюст Геварт (нидерл. François Auguste Gevaert; 31 июля 1828, Хейсе, близ Ауденарде  24 декабря 1908, Брюссель)  бельгийский композитор, музыковед и… …   Википедия

  • Геварт, Ким — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Геварт …   Википедия

  • Геварт Франсуа — (Gevaert) (1828 1908), бельгийский музыковед, композитор. Труды по инструментовке, гармонии, античной музыке. Оперы, кантаты, хоры. Директор и профессор Брюссельской консерватории. * * * ГЕВАРТ Франсуа ГЕВАРТ (Gevaert) Франсуа (1828 1908),… …   Энциклопедический словарь

  • Франсуа Огюст Геварт — (фр. François Auguste Gevaert; 31 июля 1828, Хейсе, близ Оденарде  24 декабря 1908, Брюссель)  бельгийский композитор, музыковед и музыкальный педагог. Сын булочника. Окончил Гентскую консерваторию (класс композиции Мартена Жозефа Мангаля), в том …   Википедия

  • Геваерт, или Геварт — (François Auguste Gevaert) музыкальный теоретик, историк и композитор, род. в 1828 г.; директор Брюссельской консерватории. Написал несколько опер, преимущественно комических: Georgette , Le billet de Marguerite , Le diable au moulin и др.,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги